Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Июль 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31 
    Облако тегов
    новости, по, шаблоны
    Архив сайта
    Март 2015 (51)
    Ноябрь 2014 (1)
    Сентябрь 2014 (8)
    Апрель 2014 (1)
    Март 2014 (2)
    Февраль 2014 (5)
    Надгробные уникумы поселковых погостов г. Горловки, как источник выявления имен первопоселенцев
    Автор: Житель | 14-06-2011, 14:24


    Савенко Н.А., ведущий научный сотрудник      

                                                                     музея истории г. Горловки.

    На многих кладбищах, запущенных и не очень, похоронены первостроители нашего города, сел, рабочих поселков, простые и довольно известные люди наших краев. Свет от их деятельности до сих пор лежит на наших душах

     

    НАДГРОБНЫЕ УНИКУМЫ ПОСЕЛКОВЫХ ПОГОСТОВ г. ГОРЛОВКИ, как источник выявления имен первопоселенцев

     

    Выявление культурно – исторических локусов на территории современного города  крайне необходимо с точки зрения определения имен первопоселенцев. Вместе с тем,  поверьте, очень увлекательно и удивительно. Они действительно являют собой уникальное зрелище на фоне общепринятого восприятия индустриального пейзажа.

     

    В практику сотрудников музея истории г. Горловки прочно вошли обследования старых районов города. Экспедиции преследуют несколько целей: этнографические обследования сел и поселков, исследование исторических аспектов заселения и дальнейшего пребывания людей на данной территории, а также выявление природоведческих и археологических особенностей местности. Занимаемся мы этой проблемой в течении последних трех лет.

     

    Как известно, старинные захоронения можно наблюдать в местах, где в свое время селились первопоселенцы городов. В Горловке это – села Зайцево, Байрак, хутор Железная Балка, поселок Гольма и др.

     

    Еще в 16 веке эта территория использовалась для  отхожих промыслов казаками. А Епископ Феодосий в конце 19 столетия отметил, что местность первых сел Горловки ( они появились, где были запорожские зимовники у верховьях рек  Кривой Торец, Железной, Бахмутки, Лугани, Корсуни) – самобытные запорожские местности сер.-конца 17 столетий. Большой прилив переселенцев наблюдался после отмены крепостничества.(1861год). Здесь соединились судьбы близких по культуре народов, взаимно влияющих друг на друга, что проявилось во многих направлениях материальной и духовной культуры.

     

    Надгробные уникумы сельских погостов, как и вышивка, ткачество, резьба по дереву, народная роспись, керамика – «носители» реликтовых знаков. Они выявляют вопросы генезиса, семантики отдельных знаковых систем и их элементов в старинных и современных компонентах духовной культуры народа.

     

    В Горловке до этого времени никем не исследовался этот вопрос, не были зафиксированы остатки старинных кладбищ, которые во истину можно отнести к заповедным историко – культурным местам. Промышленное развитие нашего города способствовал распаду традиционной народной культуры, носителями которой в прошлом были жители первых горловских сел. Понимая это, научные сотрудники музея тщательно обследовали старинные захоронения, зафиксировав данные обрядовых и бытовых уровней. А также , где это было возможным, были произведены записи имен и фамилий, зафиксированных на каменных плитах и крестах.

     

    В селе Зайцево Никитовского  района зафиксированы 4 кладбища: на хуторах вдоль речек Бахмутка и Житний Яр и на улице Есенина в центре села. В беседе с местными жителями выяснилось, что кладбища по улице Есенина в народе называются «русское» и «украинское». Такие названия сложились еще в 18 – 19 веках в период заселения этих мест. В этой связи мы обратили внимание на фамилия  захороненных. На «русском» кладбище значились такие: Рыжков, Шлыков, Малыхин, Березуцкий, Сергеева, Алексина, Атаманов, Бабухин и др.  В границах зайцевских кладбищ находятся не только старые захоронения, но и современные. И вот здесь уже встречаются фамилия украинского происхождения. Таким образом, произошло наслоение времен, отражающее историческую динамику жизни конкретного поселения. Здесь были обнаружены и целые семейные захоронения, на которых уживаются и старинные каменные кресты и плиты, и надгробные, современные памятники.

     

    Во время исследования кладбищ в селе Зайцево было сделано 22 фотоснимка надгробных памятников, 15 зарисовок с надписями на каменных плитах и крестах. Документальные источники свидетельствуют о том, что селу Зайцево около 200 лет. Однако, большинство из обнаруженных надгробных сооружений относятся к середине и концу 19 столетия. Датировка достаточно большого количества захоронений из-за плохой сохранности плит и крестов не была произведена. Это дает возможность и надежду на наличие более старых  могил первопоселенцев.

     

    Надгробные сооружения  представляют собой обработанный песчаник в виде горизонтальных и вертикальных крестов различной высоты с основой и без нее. На плитах также изображены кресты ( выпуклые и вдавленные): четырехконечные, шестиконечные, восьмиконечные, обрамленные различными узорами в виде цветов, лучей, предметов религиозного культа.

    Интерес представляет и техника надписей на «надгробках». Они делались « от руки», не заботясь о том, чтобы поместился весь текст. Однако, выдерживалась общепринятая форма и стиль написания. Текст был практически традиционным на всех могилах. Например:

     

     « ЗДЕСЬ ПОКОИТ                                                «ЗДЕСЬ ПОКОИТСЯ

                           ПРАХЪ  ЕКАТЕ                                                   ПРАХЪ ПРАСКОВ

                           РИНЫ  АЛЕКСИНО                                            ФЕДОРОВНА    СЕ

                           СКОНЧАЛАСЬ 1910                                            РГЪЕОЙ        СКО

                           10 НОЯБРЯ  МЫРЪ ПРА                                  НЧАЛАСЬ  ГОД  1915»

                            ХУ ТВОЕМУ       Д.С.»                                                                        

      

    Там, где надгробные сооружения увенчивались каменными  крестами, текст писали в основном на каменных подставках, вкопанных в землю. Среди всех крестов выделяется один с  текстом  иероглифоподобных монограмм:

     

                                                         « І                  Н

                                                            Ц                 И»

    Это означает – «ІІСУС     НАЗАРЕТЯНИН

                                ЦАРЬ      ІУДЕЙСЬКИЙ»

     

    Иногда текст писался через все поле каменной плиты или креста, не ограничиваясь только в нижних их частях. Использование  камня для «надгробок», что само по себе представляет  архитектурно – скульптурное  произведение, объясняется тем, что наши края  богаты на песчаник, и поселенцы с давних времен легко его обрабатывали.

     

    Обследование села Байрак привело нас на центральное его кладбище, но, к сожалению, состояние старых захоронений нельзя назвать удовлетворительным: практически все не сохранились, кроме двух могил объединенных единой каменной надгробной плитой. На них  размещены две железных  таблички в виде креста с надписями: «Здесь похоронена Боброва Т.Т. 1860 – 1939»., «Здесь похоронен Бобров    1888 – 1940».

     

     В беседе со сторожем кладбища стал известен следующий факт. Часовня на нем вообще была сожжена в 30-ые годы  ХХ ст.   подростком Павлом Подольским ( из местных жителей) с согласия  власти. 

             

    На территории Байрака находится самая старая церковь в городе, построенная жителями в 1792 году. Первоначально она была деревянной. Называется она Вознесенской. На подворье были выявлены три старых захоронения: священника Федора Хараева (умер в 1860 году), второе – дочки священника Николая, третий – не индефицированный.

     

    Характеризуя надгробные уникумы в старых селах Горловки, следует обратить внимание на виды каменных крестов. Наиболее популярный, так называемый, «вбитый» крест, или «Иисусов». Таких было зафиксировано 19 штук. Они имеют вид креста, на котором когда-то распяли Христа. Изначально такие кресты ставились на могилах уважаемых людей.

     

    10 крестов следует отнести к «шестигранным», или «крестам судьбы». Они  состоят из вертикального и горизонтального  каменного бруса, пересеченного косой планкой. Правый конец поднят вверх и указывает на небо – рай, а левый – опущенный вниз, указывая на пекло.

     

    Очень распространен «маковный» крест – 7 штук. В старину его изготавливали из ясеня, а назывался  он так, потому что на концах вырезались «маковки» и предназначались такие кресты на могилы юношей  и девушек. В связи с тем, что на наших кладбищах могилы с таким видом креста  плохо сохранились ( тексты практически не читаются), это затрудняет дать ответ на вопрос о реальности большого количества захороненных молодых людей. Возможно такой элемент, как «маковка»,  наши предки использовали, как полюбившееся художественное украшательство. По крайне мере, этот факт требует дальнейшего исследования.

     

    Наблюдается также смешивание стилей в исполнении крестов. Зачастую Иисусов крест  и шестигранный на концах украшали « маковками». Иногда Иисусов крест («вбитый») делали не с прямоугольными концами, а с расширенными . Следует отметить, что мало сохранилось вертикально – вбитых крестов. В основном – это кресты на горизонтально размещенной надгробной плите.

     

    В похоронной обрядности есть много разнообразных элементов, так называемых, форм  увековечивания памяти  умерших   Большинство из них дошли до нашего времени с дохристианских времен. В частности, рассмотрим изображение круга в разных версиях.

     

    Размещение и способ изображения круга в общей композиционно–образной системе «надгробка» свидетельствуют о том, что этому знаку уделяется особое внимание. Вычерченный в верхней части среднего продолговатого рамена креста, круг по своему месторасположению и размерам приобретает значения доминанты. Очевидно, этот православный символ солнца, как символ вечности жизни, со временем был перенесен на христианское надгробье. Варианты его изображения различны:

     

    - круг над фигурой распятого Иисуса Христа, как доминирующий элемент.

    - зафиксированы кресты без скульптурных распятий, которые имеют по четыре круга на трех  раменах и на перекрестье.

    - круг выступает как композиционный элемент в рельефном изображении на перекрестье, являясь символом центра.

    - на одном объекте наблюдалось следующее: круг изображен двойными линиями, а узкий интервал между ними заполнен ритмичными штрихами, которые ассоциируются с лучами солнца.

     

    Чаще всего от круга на надгробиях находим многолисточные  розетки ( 4,5,6,8,9,12,16 – листовые) или вписанные в круг. Почти все розетки врезаны неглубоко, а некоторые вычленены относительно камня красным или синим цветом краски. На некоторых захоронениях изображены лишь лучи солнца, размещенные в верхних углах плит или над головой  распятий, как нимб.

     

    Современникам, которые имеют отношения к изготовлению памятников, или тем, которые заказывают их изготовить, наверное, мало, что известно про семантику вышеназванных элементов. Поэтому, с этой точки зрения, очень важна  такая разъяснительная работа, чтобы с пониманием и уважением провожать в последний путь своих родных и передавать этот обряд следующим поколениям.

     

    Обследование старых районов города Горловки не ограничилось находками лишь славянских захоронений.  На улице Лациса в селе Зайцево и в огороде жителя села Байрак  Семенова Виктора Ивановича были обнаружены остатки еврейских захоронений. В Зайцево  кладбище было сильно повреждено. Однако, было выявлено несколько надгробных каменных стел: одна – вертикальная, полукруглая в верхней части и два камня горизонтального расположения в виде подставки к верхней несохранившейся части. Несколько в стороне наблюдались остатки фундамента склепа, в центре которого лежала каменная стела. Старожилы села помнят это еврейское кладбище, которое они датируют концом Х!Х – нач. ХХ столетиями. Через него сейчас проложена проселочная автодорога, по всей видимости, проходящая по могилам усопших.

     

     В селе Байрак  Калининского района остатки трех еврейских захоронений были найдены на огороде местного жителя, который их сохраняет, не вспахивая там землю и не засаживая огородными культурами. Он рассказал, что его отец в послевоенное время ( 40-ые гг. ХХ ст.)  продал часть своей земли еврейской общине, так как там были захоронены их близкие. На протяжении долгих лет родственники приезжали на эти могилы, но сейчас уже не наведываются.

     

    Надгробия представляют собой полукруглые вертикальные каменные плиты в верхней части которых в центре изображен какой – то символ, подчеркнутый выпуклой линией. По всему полю ниже – надписи на иврите.

     

    Исторические источники по истории Горловки свидетельствуют о том, что в 80-ые годы ХIХ столетия  в районе поселка « Стальсбыт» Никитовского района  компактно поселились Поволжские татары из Казани. Их потомки живут там и сейчас. Там же, в конце улицы Садовой, недалеко от русла речки Железная Балка, находится и кладбище, которое объединило захоронения  нескольких поколений татарских семей. К сожалению, на самых давних надгробиях надписи не сохранились. Предполагается дальнейшее исследование этого погоста.

     

    Надгробия содержат в себе давние традиции разных народов, связанные с определенным  мироощущением и эстетичными представлениями, которые формировались на протяжении тысячелетий. Памятники – это проявление сознания, которое обращено или в прошлое умершего ( то есть – ретроспективное), или сосредоточено на будущем, на бесконечности загробной жизни. Это можно понять, всматриваясь в конкретно взятое надгробие, на символы, отраженные на нем: «меандр», « крест», «линия бесконечности» и т.д. 

    Исследуя надгробные уникумы сельских погостов г. Горловки, мы выделили такие направления  исследований:

     

    - возрождение знаний в области традиций захоронений;

    - национальные аспекты надгробий;

    - моральный аспект проблемы;

    -  разнообразие надгробий, как памятников архитектуры;

    - взаимосвязь этноса и религии;

    - значение исследований захоронений в понимании процессов заселения края.

     

    Эта тема  не является столь престижной, но время течет очень стремительно, разрушая материальные свидетельства прошлого. Пока еще мы можем прийти на могилы своих прапращуров, зафиксировать в памяти их представления о жизни и отдать должное их памяти, так давайте это сделаем…                                                                                    




    Другие новости по теме:
    Просмотров: 3998 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы партриот города Горловка?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    G o r l o v c a . r u
     Издательство: Горловка - звезда Донбасса.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: г. Горловка, ул. Пушкинская, 15
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта gorlovca.ru рассказать о трудовой истории города Горловка, об известных жителях Горловка. Распространяя информацию о городе Горловка, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Горловка.
    Сделаем город Горловка лучше совместными усилиями
    .