Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Облако тегов
    новости, по, шаблоны
    Архив сайта
    Март 2015 (51)
    Ноябрь 2014 (1)
    Сентябрь 2014 (8)
    Апрель 2014 (1)
    Март 2014 (2)
    Февраль 2014 (5)
    Война против Бога
    Автор: Житель | 18-01-2010, 12:57


    Что скрывает аббревиатура «СВБ», сегодня скажут разве что историки. Могут ещё вспомнить люди, живущие восьмой и более десяток лет. Потому что на их молодость пришлась деятельность организации с дикозвучащим для нашего уха названием «Союз Воинствующих Безбожников».

    Создание СВБ стало апогеем антирелигиозной кампании, развернувшейся после утверждения советской власти. Но её начало было довольно мирным, до прямого насилия против священнослужителей и «образцово-показательных» взрывов религиозных сооружений взялись позже. Как отучали от «опиума для народа» этот самый народ на примере нашего города, я попробовал проследить по книге «История Горловки в документах и материалах» и старым номерам «Кочегарки», из числа переданных в дар редакции Ю.В. Семченко.

    В 20-х новая власть только раздумывала, как вести себя в отношении религии, чьи позиции ещё были очень сильны, особенно среди старшего поколения. И потому антирелигиозную ставку делали на молодёжь, что себя полностью оправдало. В своих воспоминаниях о деятельности первых горловских комсомольцев П. Торопов пишет, как большинство взрослых ревностно отстаивало свои привычки и заставляло следовать им своих детей. В православных церквах, синагоге, молитвенных домах баптистов и евангелистов, после революции получивших возможность открыто вести свои служения, по-прежнему встречалось много молодых людей. Рубить с плеча (пока!) первые горловские комсомольцы не решались, пробуя переубедить словом, с учётом не только, как ни парадоксально это звучит, религиозных чувств верующих, но и национальных отличий. Торопов пишет: «Малейшая ошибка в этих вопросах могла привести к крупным нежелательным последствиям».

    Обращались, например, к такой форме пропаганды, как диспут. Так, по инициативе партийной организации в клубе профсоюза металлистов (машзавода) организовали дискуссию о религии, участвовать в которой пригласили... православных священников, раввинов, руководителей протестантских общин. От имени комсомола выступил некто Жора Шишов. «Это был серьёзный диспут, который привлёк много верующих, – вспоминает П. Торопов. – На нём комсомольцы Горловки выступили с большим успехом и получили одобрение большинства присутствующих. Этот диспут укрепил в нас уверенность в наших силах, толкнул к новым активным действиям». Что это за активные действия, идётся абзацем ниже: «…У нас был накоплен достаточный опыт пропагандистской работы, которую мы особенно развернули среди еврейского населения. Активными участниками его были: Абрам Ольхов, Лев Белинский, Соня Ильевич и многие другие, и когда почва созрела и мы заручились согласием большинства, в один из субботних дней комсомольцы и молодёжь организованно направились к синагоге, вошли в неё и вместе с верующими провели короткий митинг и вынесли решение о закрытии синагоги».

    Потом взялись за молодых прихожан православных храмов, которых в Горловке и сёлах вокруг насчитывалось аж пять, и это не считая молельных домов при рудниках. «Обычно праздник Пасхи привлекал в церковь массу молодёжи, – пишет Торопов. – Этот вопрос был предметом обсуждения наших комсомольских организаций. Что надо предпринять, чтобы отвлечь молодёжь от всенощной службы? Группе комсомольцев было поручено разработать план мероприятий культурного проведения вечера в клубе, который заканчивался факельным шествием к церкви, приуроченным к двенадцати часам ночи, т.е. к тому моменту, когда организуется служебный обход церкви… Такими путями комсомольцы отвоевывали молодёжь у бога».

    Со временем стали закрывать храмы. С бухты-барахты это не делалось. Предваряла целая пропагандистская кампания, целью которой было лишить священников поддержки населения, в том числе и материальной. Вместо крестин, к примеру, выдвигались «октябрины». Жительница посёлка при Ртутном руднике Е. Аверкина вспоминает, что обычно новый обряд проводился в поселковом клубе им. Парижской коммуны. По желанию родителей ребёнка могли собраться родственники, гости, да и вообще все желающие. На сцене, за столом, сидели представители партийных и комсомольских организаций. Звучали поздравления, добрые пожелания, молодым папам и мамам вручали подарки. Здесь же объявлялось имя новорождённого, обязательно отражающее революционные события: Октябрина, Ревмира, Ким, Аврора, Марат и другие. В Ртутянской милиции служил милиционер Лю-тин-фу, который обратился в рудсовет с просьбой организовать «октябрины» его новорождённому сыну. Мальчику дали имя в честь В.И. Ленина – Владлен. Через 2-3 года в семье милиционера появилась девочка, которую назвали Надеждой – в честь Н.К. Крупской…

    Вскоре, «по желанию трудящихся», в посёлке была закрыта Александро-Невская церковь, существовавшая здесь с 1900 года. В её помещении, после переделки, сделали общежитие для рабочих, которое позже вообще разломали, а камень был использован при строительстве Дворца Труда (впоследствии ДК шахты «Кочегарка»). После закрытия церкви посельчане «на добровольных началах, за ненадобностью» стали приносить в Рудничный совет иконы. Поступило их много, причём большинство было в позолоченных и серебряных окладах. Иконы переписали, но перед сдачей их в Никитовский райисполком местные активисты организовали, скажем так, инсценировку, которая привлекла, по словам Е. Аверкиной, большое количество зрителей. Перед зданием рудсовета был установлен больших размеров деревянный ящик в форме гроба, в который были сложены лики святых. Комсомолец Кузьма Кобцев, одетый в рабочий комбинезон, большим деревянным молотом забил «осиновый кол» в этот ящик.

    И тем не менее некоторые люди продолжали хранить в себе веру. Таких подвергали жестокому остракизму. В протоколе №4 собрания пионерского отряда им. Розы Люксембург семилетней школы поселка Калинино (Байрак), проходившего в ноябре 1930 года, идёт речь о недопустимом поведении ученицы 4 группы Валентины Горовой. Ей вменялось в вину, что она является дочкой попа и «этим заманивает других учениц в церковь». Девочку в итоге выгнали из школы. О дальнейшей судьбе Валентины и её семьи можно только гадать…

    Полной победы атеистической идеологии, несмотря на все усилия властей и организаций вроде «Союза воинствующих безбожников», в СССР так и не произошло. В марте 1941 года «Кочегарка» опубликовала доклад инструктора областного совета СВБ Ф. Ермоленко, в котором он клеймит руководителей города за отсутствие рвения в «большевистской повседневной пропаганде воинствующего атеизма» на предприятиях и в школах, когда как «религиозные убеждения в сознании людей ещё живучи, и они более крепко держатся и находят распространение среди отдельных несознательных слоев населения». Следует сказать, что в разгар войны власти пошли на закрытие СВБ взамен на поддержку церкви в борьбе против захватчиков. Закрывали глаза и на то, что многие люди, потерявшие близких, искали спасения в вере.




    Другие новости по теме:
    Просмотров: 4810 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы партриот города Горловка?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    G o r l o v c a . r u
     Издательство: Горловка - звезда Донбасса.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: г. Горловка, ул. Пушкинская, 15
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта gorlovca.ru рассказать о трудовой истории города Горловка, об известных жителях Горловка. Распространяя информацию о городе Горловка, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Горловка.
    Сделаем город Горловка лучше совместными усилиями
    .